Трудно ли быть доктором?
В чем основная трудность работы врачом, особенно врачом-хирургом? Сложностей хватает, даже на фоне других не менее сложных профессий. Это и многочасовые операции, и ненормированный график, и ночные дежурства, и большой наплыв больных, и сложные решения каждый день, и многое-многое другое.
Но, на мой взгляд, основная сложность все-таки не в этом. Самое сложное найти баланс между человечностью и черствостью (отрешенностью) от людских судеб, болезней, эмоций. Хороший врач не может не быть эмпатичным, мы должны ощущать, что переживает больной, даже если он не может это описать. Мы должны быть человечными и внимательными, иначе невозможна борьба за здоровье пациента. Но отдаваться в эмпатию на 100% нельзя.
Когда вчерашний студент приходит в интернатуру в хирургическое отделение, он полон решимости спасать целый мир, сопереживает всем пациентам, пропускает через себя их страдания, боль. Конечно, если он действительно пошел в хирургию по велению души. Первая смерть пациента часто оставляет первый врачебный рубец на неокрепшем, чистом сердце интерна. Первое понимание, что тяжелый больной, для которого ты жилы рвал, ночами не спал пытаясь ему помочь, как только выписывается, перестает принимать терапию и попадает через неделю обратно с осложнениями. Ощущение непонимания, почему ты делал все для чужого здоровья, а сам пациент на него наплевал? А еще и жалобу при выписке написал, что ему врач не улыбался столько, сколько бы ему хотелось... Или когда скорая привозит бабушку, с ней куча родственников, которые хлопочут вокруг нее, причитают, говорят, вот вчера еще бабушка ходила, танцевала, крутила тройные сальто, а сегодня чего-то стало плохо. А после осмотра, понимаешь, что бабушка уже пару месяцев лежит, не встает и никто за ней не ухаживает. И что выписать эту бабушку будет тяжело, потому что дома она никому не нужна, и те же родственники начнут скандалить, кричать про клятву Гиппократа и угрожать жалобами, лишь бы ее еще оставили в стационаре... Можно еще много вспомнить.
К счастью, гораздо большая часть пациентов куда лучше, но все — равно, проживая их состояния очень легко не справиться. Ведь больных много, а врач один. Постепенно, со взрослением нового доктора он выстраивает вокруг себя щит из цинизма и черствости. И несмотря на внешнее безразличие, внутри врача по-прежнему горит тот самый огонь, который заставил его прийти в профессию. Эмпатия никуда не делась, просто она теперь видна не сразу. Выражается она в действиях, в ускорении исследования больному, который в нем нуждается, в стараниях выполнить более щадящую, технологичную операцию, вместо обычной, хотя по стандартам не должен и во многом, многом другом. Врач все равно волнуется за каждого своего больного, но не пропускает его состояние и переживания через себя как раньше.
Если врач не сумел поймать этот баланс, и остался в эмпатии, то он будет прекрасный врач, но он очень быстро выгорит. Его можно сравнить со свечей. Consumor aliis inserviendo (лат) - светя другим, сгораю сам. Многие начинают пить, кто-то просто уходит из профессии и потом страдает, что и в медицине работать не может и вне ее. Есть поговорка - "Можно убрать врача из медицины, но медицину их врача никогда". Если же, наоборот, вообще отстраниться от больных получатся врачи, которые которым все равно что будет с пациентом, лишь бы не наказали. Он не будет рассказывать пациенту, которому нужна экстренная операция, а он не хочет, последствия, уговаривать его согласиться. Ему главное, чтобы отказ был подписан, чтоб бумажка была, а в остальном, плевать.
Уверен, вы в своей жизни встречали и таких, и таких врачей. Всех обнимаю, до новых встреч!
Для проекта #я_блоггер (https://vk.com/club75479771)
15/35